Задание для участников 2 тура в номинации «Бизнес-коуч года»
Читать
Мы считаем, что бизнес-коуч года точно понимает, что такое коучинг, владеет ключевыми компетенциями коуча и способен рассказать о используемой в своей работе методологии коучинга и о своих самых сложных кейсах. Поэтому, ваше задание 2-го тура состоит в следующем:
Часть 1. Запишите короткое видео-обращение с ответами на вопросы
Как вы понимаете, чем отличается коучинг — от работы психолога, консультанта, психотерапевта, тренера?
Что вас отличает от других в профессии коуча (как вы себя позиционируете, ваши особенности)?
Условия
1
Длина видео не должна превышать 1,5 минуты
2
Видео необходимо загрузить на YouTube и ссылку на него прислать на почту: award@amplua.ru
3
В теме письма укажите, пожалуйста, номинацию и номинанта. Пример: БК года_Иванов ИУ
Данная часть поможет оценить жюри вашу индивидуальность, как коуча, а так же ваше понимание основ коучинга.
Часть 2. Запишите видео/аудио коучинговой сессии с реальным клиентом
Условия
1
Длина видео не должна превышать 1,5 минуты
2
Видео необходимо загрузить на YouTube и ссылку на него прислать на почту: award@amplua.ru
3
В теме письма укажите, пожалуйста, номинацию и номинанта. Пример: БК года_Иванов ИУ
В данной части жюри оценят насколько вы владеете ключевыми компетенциями коуча.
* При необходимости, вы можете заглушить звук в месте, где ваш клиент представляется. ** По условиям номинации просим предоставить вас видео/аудио сессии, на которой вы работаете с бизнес-запросом.
Часть 3. Подготовьте эссе, в котором:
Обоснуйте используемую вами методологию коучинга в бизнесе
Опишите самый сложный бизнес-кейс из вашей практики: в чём для вас был вызов и как вы с этим справились
Условия
1
Ответ должен быть представлен в редактируемом формате (не картинка, не PDF)
2
Допустимо включить рисунок/фото. При этом текст должен занимать не менее 2/3 всего объёма
3
Объём текста с учётом картинки не должен превышать 3500 знаков с пробелами
4
Отправляйте решения на почту award@amplua.ru. В теме письма укажите, пожалуйста, номинацию и номинанта. Пример: БК года_Иванов ИУ
Благодаря эссе, жюри сможет оценит насколько гибко вы подходите к работе, как справляетесь с трудностями в профессии, насколько глубоко понимаете методологию коучинга. В результате 2 тура жюри определит 3-х лучших номинантов, которые продолжат борьбу за звание «Бизнес-коуч» года в Финале Премии.
* Премия проводится в согласии с Этическим Кодексом Международной Федерации Коучей (ICF). Партнёр номинации ICF.
Непростая задача обосновать мою методологию коучинга в бизнесе. Для меня обоснование – это серьезные аргументы, цифры и факты, а в моей методологии я вижу идеи, эмоции и чувства.
В поиске аргументов я мысленно вернулась в начало 2000-ых, когда я познакомилась с коучингом на тренингах глобальной компании EY. С этого обучения начался мой путь к своей методологии. А на пути были мои клиенты, обучение по специальности «Психологическое консультирование», изучение инструментов MBTI и Strong, книги о коучинге. Финальный, но не последний шаг - программа «Лидер как коуч» - позволил мне посмотреть на коучинг как на особую философию, в которую встроились предшествовавшие этому обучению шаги.
В основе моей методологии сегодня – искренняя заинтересованность в клиенте и вера в его внутренние ресурсы. Для меня важен человек, его вопросы, надежды, идеи, сомнения, опасения, мечты. А сложности я вижу там, где цели моих заказчиков и цели самих клиентов не совпадают.
В 2017 году я вела интересный проект для международной компании индустрии развлечений, которая глобально запускала проект «Мой путь обучения». Сотрудникам предлагалось поставить на год цели по своему личному развитию, при чем это развитие могло не иметь к работе прямого отношения. Важно было, чтобы каждый двигался вперед.
После активационной сессии я должна была провести для 20 сотрудников московского офиса индивидуальные сессии и помочь составить план развития. Я зажглась этим проектом – компания поставила перед своими сотрудниками задачу личностного роста, не стремясь привязать его напрямую к бизнес-задачам и четким KPI. Казалось бы, ничто не предвещало сложностей – вряд ли будут недовольные таким замечательным проектом.
Первая сессия прошла на «ура», а вот на следующих нескольких сессиях меня ждали сложности. Из уст клиентов я услышала: «Я не вижу смысла в этом проекте, так как уйду из компании через полгода», «Я не вижу возможностей своего продвижения в этой компании», «Я ненавижу свою работу и не понимаю, зачем я здесь». А мне казалось, что сессии пройдут легко и что каждый клиент выйдет пусть не с четким планом, но хотя бы с пониманием направления своего развития.
В этом проекте мне помогло умение расположить клиента к себе и выстроить доверительные отношения. Я помогла клиентам увидеть ценность этого проекта для них лично, предложив смотреть не узко на проект в рамках этой компании, а более широко – как на один из этапов их профессионального развития. Мы обсуждали планы через полгода – что клиенту предстоит делать, над чем работать и что можно встроить в свой план развития уже сейчас, чтобы создать задел на будущее. Мы исследовали возможности будущего профессионального развития и искали, что можно сделать уже сегодня в рамках текущей компании – в каких проектах можно принять участие, чтобы получить ценный опыт, какое обучение можно пройти, чтобы приобрести необходимые в будущем знания и навыки. Мы вспоминали какие рабочие задачи и проекты радовали клиента, что ему было интересно раньше, фантазировали, что бы могло заинтересовать в будущем.
В этих ситуациях помогли техники, которые переносят клиента в будущее не только на полгода, но и на 5-10-15 лет. Помогли простые и одновременно сложные вопросы и предложения, которые начинаются со слов «А что если бы..», «Представьте, что…» и «Давайте помечтаем…». И во всех случаях я целиком полагалась на то, все ресурсы заложены в самого человека и моя задача – помочь преодолеть свои внутренние барьеры, чтобы увидеть свои силы. И проект был успешным!
Методология моя выстроена годами, начиная еще с работы в позиции ген директора. Тогда моей задачей был поиск самых эффективных подходов к каждому сотруднику. При переходе в коучинг многие из этих подходов стали моими инструментами коуча и выстроились в следующую схему:
0) Получение и смартирование ожиданий заказчика. Практически никогда закачик не имеет четких целей, поэтому этот шаг–основа контракта. 1) Chemistrymeeting. Встреча первичная с коучИ. Принятие друг друг на уровне «личность-личность». Это необходимый этап для установления контакта, доверия. 2) Цель. Встреча с коучИ и заказчиком (или вчетвером-HQ, HR) для составления письменного коучингового контракта. 3) Исследование (если необходимо). Применение всех доступных измерений и глубинного интервьюирования коллег коучИ, присутствие на совещаниях для анализа ситуации со всех сторон. 4) Фокус в сессиях на измеримость результата каждой сессии, повышении осознанности, вызовах и развивающей ОС, глубине подхода к собственным изменениям. 5) Атмосфера: легкость, юмор, удовольствие, так как необходимо переключить клиента с рабочих вопросов и создать пространство для его развития. 6) Гармонизация. Отслеживание баланса человека – поддержка его, содействие осознанию в здоровом отношении к себе и своему здоровью, ресурсам и радостям жизни. Уход от кортизольного «угара», дистресса в контроль и развитие своего PQ (интеллекта тела). 7) 100% конфиденциальность на всех этапах и после окончания сотрудничества. Только клиент может говорить о своих результатах в коучинге, обходя те стороны, слова или вопросы, которые не готов обсуждать даже с заказчиком. 8) Контроль движения к цели происходит (моя ОС и ОС коучИ мне): в завершении каждой сессии, после 60% работы (скайп или телефон с коучИ и заказчиком) и после завершения всех сессий. 9) WhatsApp поддержка клиента между сессиями – всегда и бесплатно. 10) Через 1-2 месяца после окончания проекта обязательное общение с клиентом (что сложно, что получается на отлично и пр.)
Самый сложный кейс
Несколько лет назад у меня был запрос от заказчика на работу с двумя его подчиненными. По его ожиданиями им предлагалось с коучем разработать систему примирения в конфликте и построения эффективного союза. Получив точные критерии достижения результата я приступила к индивидуальным сессиям с моими коучИ. Сразу стало очевидно, что один из них (клиент А) не выполняет обещания, данные другому (Б) и сама эта ситуация его не сильно беспокоит. Клиент А видит себя талантливым, исключительным менеджером, которые не обязан ни с кем сотрудничать. После второй сессии мы договорились с клиентом А поделиться с заказчиком его мнением осебе и нежеланием идти на сотрудничество с клиентом Б. Заказчик был сильно эмоционален, но признал особую одаренность/эксклюзивность клиента А и отсутствие при этом у него менеджерских компетенции, навыка работы с проектами, управление сроками, сметами, процессами и людьми. Его решением было «пусть клиент Б не мучает сроками А». Мне пришлось дать ОС заказчику и, учитывая логику (заказчик требует именно от клиента Б сроки, точность бюджета и пр), встать на сторону клиента Б. Я отказалась продолжать коучинг с клиентом А. Им занялся лично заказчик. Но через несколько месяцев А был уволен так как сроки/бюджеты/ проекты так и не были им налажены. А клиент Б стал менеджером года.
Кратко прокомментирую основные элементы Гештальт-подхода, на которых строятся принципы моей коучинговой практики
1. Трезвый экзистенциальный оптимизм. «Жить так, чтобы делать каждый шаг вперёд, как будто ты знаешь, что там, впереди, тебя встретит твердь, зная наверняка, что никаких гарантий найти опору на самом деле нет» - Сёрен Кьеркегор. Это изречение «чёрного» европейского экзистенциалиста определяет станс коуча в Гештальт-подходе.
2. Организмическая Саморегуляция + осознанность + эксперимент Мы верим в Организмическую Саморегуляцию(OSR), запускаемую при возникновении осознанности (awareness)в системе. Возникновение осознанности способствует возрастанию энергии и действиям в интересах удовлетворения насущных потребностей. В реальной коучинговой практике какждый «квант» осознанности отрабатывается клиентом в эксперименте, направленном на тестирование оптимальных способов удовлетворения потребностей (Ф.Перлз, П.Гудман, Э.Невис).
3. Минимализация управленческого воздействия Минимизируя управленческие воздействия (А.В.Суворов), сознательно убирая экспертность из нашей работы в пользу процессного сопровождения, мы создаём оптимальные условия для стимулирования саморазвития и творческой активности системы-клиента.
4. Феноменология Гештальт-коуч видит основным своим инструментом неинтерпретативную (феноменологическую) интервенцию (Ф.Брентано, Э.Гуссерль, В.Ван Де Риет). Такая интервенция, основанная на неопровержимом, очевидном наблюдении (вижу, сылшу, чувствую), имеющая отношение к ключевому процессу в системе-клиенте, точнее и глубже всего «проникает» в систему, преодолевая примитивные механизмы сопротивления.
5. Теория поля (работа с ситуацией) Мы принципиальным образом изучаем ситуацию клиента как единое целое, в котором неразрывно связаны собственно клиент и то, что принято называть полем, в котором разворачиваются процессы клиента. Ключевые фокусы внимания клиента – фигуры, взаимодействуя с фрагментами жизненного «фона», на котором разворачивается процесс клиента, порождают уникальные смыслы, окрашенные чувственным опытом (К.Левин, М.Парлетт).
6. Твёрдость, ясность, открытость Опорные рабочие качества Гештальт-коуча (К.В.Павлов).
7. Оптимальность функционирования системы в каждый момент времени Изучая особенности системы-клиента, мы верим, что система функционирует оптимально в каждый момент времени (не взирая на то, что клиент часто неочевидно согласен с подобным допущением!). Важным поисковым ориентиром в данном случае является исследование тех полевых факторов, сил, потребностей и проч. в системе, которые поддерживают данный гомеостаз и в свою очередь поддерживаются именно этим специфическим эквилибриумом (А.Бейссер).
8. Работа с сопротивлением + landing Существенное значение в техническом плане имеет способность Гештальт-коуча использовать возникающее сопротивление как приглашение к контакту со стороны системы-клиента (Д.Мелник, К.Брокмон). Мастерство «приземления» (landing) интервенции – особый технический навык, позволяющий делать каждую интервенцию максимально эффективной.
9. Ясность по границам (контрактинг) Ясность заключаемого с клиентом контракта рассматривается в нашей работе как один из ключевых элементов, в котором зачастую уже разворачиваются важнейшие для клиента процессы.
10. Педагогика чувств Учитывая факт преимущественного использования бизнес-коучинга в индустриальных сообществах, где доминирующей культурой является рационализм, мы считаем принципиально важным моментом обучение системы-клиента основам эмоциональной гигиены, обращаем внимание на важность вотелеснивания (embodying) и экологии чувств в принятии и реализации управленческих решений.
Сложный случай. Мой Клиент, мужчина 49 лет, входивший в топ-5 команду управленцев глобальной компании (60 000 сотрудников), в связи с новым назначением на позицию вице-президента компании по экологии (сфера, непосредственно связанная со спецификой деятельности компании) вынужден был переехать на другой континент и принципиально сменить род деятельности (прежде руководил производством). В течение двух лет работы в обстоятельствах высочайшей неопределённости и стресса (бизнес развивается на сжимающемся до схлопывания рынке) клиент утратил уверенность в себе и способность самостоятельно оценивать собственную деятельность. Дошло до того, что он, прежде бывший очень открытым и смелым человеком, стал бояться запрашивать обратную связь от подчинённых и руководителей, ожидая «заслуженно» негативной оценки. Возможность быть уволенным повергала его в ужас – вся профессиональная жизнь была связана с данной компанией. Максимальным вызовом для меня было – безоценочно, с применением принципа минимизации управленческого воздействия, сопровождать и поддерживать клиента в момент принятия решения о том, чтобы взять годичный отпуск. Экзистенциальный характер переживаний в течение данного года, пересмотр всей системы жизненных ценностей, выход в отношения с родителями – всё требовало максимальной стойкости и безоценочности от меня. Когда же по истечении года выяснилось, что прежний работодатель, вопреки достигнутым договорённостям, более не готов принять моего клиента на прежнюю должность, - это породило очередной виток «заглубления» в работе. Неотступное следование принципам Гештальт-коучинга позволило мне помочь клиенту (крайне чувствительному, гордому и ранимому человеку) оставаться способным к получению помощи в столь щепетильные моменты своей жизни. В настоящее время (полтора года после возвращения из отпуска) клиент вошёл в Совет Директоров сопоставимой по масштабу глобальной компании (50 000 сотрудников). Сегодня он занимается выстраиванием системы оперативного управления.
Коучинг - искусство партнерского взаимодействия, приводящего к раскрытию потенциала человека; это инициация и содействие качественным изменениям в мышлении клиента, его осознанности; научение его мыслить не шаблонно, а выходить в Пространство бОльшего масштаба и видеть множество вариантов решения личных и бизнес-задач.
Линейный коучинг по модели "Цель - Реальность - Возможности - Шаги" тоже работает, но мне видится немного ограниченным, не выполняющим основную задачу Коучинга: раскрытие потенциала, расширение возможностей, повышение осознанности. Поэтому, в своем коучинге я использую мультиподход с использованием разных систем, способствующих развитию потенциала. А также много системных коуч-моделей и матриц Яна Ардуи, Дилтса, Гиллигена и других моих учителей и наставников.
Кроме того, за 10 лет практики я разработала несколько авторских моделей, которые использую в своей практике и которым обучаю на своих Программах подготовки профессиональных Коучей: Матрица Лидера, Компас Развития, Системный I.R.B.I.S., Матрица Намерения и др.
Методология мультиподхода, на мой взгляд, охватывает больший круг запросов и способствует реализации главной задачи Коучинга.
В бизнес-коучинге считаю важным:
1. Расширить фокусы Внимания. Показать все то, что сужает пространство вариантов: границы и "шоры", ментальные конструкции, ограничивающие убеждения. И когда внимание Клиента становится многопозиционным, а мышление многоуровневым, открываются новые горизонты. Личность перестает быть заложником шаблонов и ограничений, видит множество путей решения задач, и, более, того, достаточно быстро выстраивает новые вектора развития как для себя, так и для своего бизнеса.
2. Расставить все "по своим системным местам". В бизнес-коучинге часто использую и системно-феноменологический подход. Основа и основная идеология - понимание того, что мы являемся элементами систем разного уровня и порядка. И любая Компания - это Система. А каждая система функционирует по определенным законам, порядкам. Их всего 3, и, зная их, можно быстро как диагностировать, так и исправить системные нарушения в бизнесе, остановить негативные динамики и направить энергию на результат.
3. «Научить ловить рыбу», показав азы самокоучинга. Клиент может и должен уметь двигаться к своим успехам самостоятельно. Это важная задача коуча, если он заботится не только о разовом решении задачи, но и о долгосрочных успехах своего Клиента.
Кейс клиента: Руководитель регионального СМИ
В команде напряженная атмосфера: саботаж, интриги, неформальные лидеры. Адекватная ОС не воспринимается. Оказывались под угрозой срыва выходы в эфир обязательного контента канала.
Запрос: Как выстроить конструктивное взаимодействие, не ломая себя и сотрудников, чтобы достигать результатов. Быть на своем месте, делать свое дело с легкостью и удовольствием.
Сложность заключалась в том, что Клиент имел вторичные выгоды оставаться "несчастным", обвинять других. Также у клиента были глубинные убеждения, близкие к эпистемологии. Убеждения формата "умри, но сделай, тогда ты имеешь право оставаться в системе и работать на ТВ" и ряд других.
Решение: Проработка вторичных выгод и поддержка честности Клиента себя с собой, а также анализ ситуации с более широкого охвата позволили увидеть "замкнутый круг". Оптимальным решением для клиента стало решение работать на себя и для себя, не тянуть никого, не нести ответственности за других. Сосредоточиться на качестве именно своей работы и отвечать только за себя.
Невозможно управлять собой, своей жизнью и бизнесом, если ты теряешь ясность ума, покой в душе и не умеешь быстро восстанавливаться.
Переживать кризисное состояние, открывать внутренние ресурсы и становиться более целостным – важная часть путешествия в жизни каждого успешного человека. В любом возрасте мы можем встретиться и соединиться со своей глубиной, внимательностью и мастерством, собрать ценные плоды своего опыта, дать себе и окружающим больше спокойствия и баланса, ощущения опоры, стержня и при этом продолжить свое движение и развитие.
Я сама пожила на собственной «шкуре», какого это - быть вроде бы успешной по социальным нормам, но внутри переживать пустоту, когда ты просыпаешься, у тебя не то, чтобы нет энергии, но и желаний нет, единственное, что очень хочется, это остаться дома и подумать о жизни. Но даже дома ты остаться не можешь, потому что у тебя появилась привычка постоянно что-то делать и остановка буквально вводит тебя в еще больший ступор.
Сама прошла кризис «поиска таланта», «подъема в гору» и «поиска равновесия», и очень хорошо понимаю своих клиентов, когда помогаю им перейти на новый этап жизни более осознанно, быстрее и легче. Мои клиенты подтверждают: осознание себя и того, что с ними происходит на глубоком уровне, открывает для них новые ресурсы, позволяет вкладывать лучшее, что в них есть, в достижение значимых результатов в жизни и в бизнесе.
Мой жизненный опыт, помноженный на более чем 10 лет работы сфере T&D, бизнес-обучения, преподавания на программах MBA и executive коучинга, позволяет мне утверждать, что развитие осознанности, инвестиции в личностный рост делают лидера более устойчивыми перед лицом сложных обстоятельств и позволяет принимать лучшие решения.
Кейс
Клиентка К. (топ менеджер крупной российской компании, после перемещения в новой позиции 4 месяца, мать двоих маленьких детей. Ее постоянно преследовало острое чувство вины из-за упущенных возможностей — как на работе: ее коллеги работали по 60 часов в неделю, а она ограничивалась 50, так и дома: она вечно была рассеянной, усталой и не могла уделять должного внимания мужу и детям. Один голос у нее в голове ныл, что надо лучше трудиться, а другой — что надо быть хорошей матерью, а то не выполнишь долга перед семьей)
Запрос на коучинг и цель развития: Найти более сбалансированный подход в своем профессиональном становлении, сохранять спокойствие и уверенность в коммуникациях с командой. Фокус на самоконтороль и адаптацию своего стиля лидерства к разным людям.
Разобраться со своей ролью и стратегией лидерства в новой должности, осознать как наиболее эффективно попираться на свои сильные и слабые стороны в коммуникациях с коллегами и командой.
В результате коучинга К. научится управлять своими реакциями, будет больше слушать и слышать других. Задавая личным примером высокие стандарты работы, сочетать требовательность к себе и открытость, с большим доверием к людям и гибкостью в общении придвижении к результату. К. предстоит научиться понимать эмоции и чувства других людей, их индивидуальные особенности мышления и поведения, учитывать отношение и мотивы людей для эффективного взаимодействия при движении к общей цели и сохранять свежий, спокойный взгляд на ситуацию.
К. предстоит развить качества заботливого и вдохновляющего лидера. Ее образ станет более конгруэнтным с ее ценностями и убеждениями. К. предстоит найти баланс между внешним и внутренним, как в контексте личного стиля лидерства, так и в контексте возглавляемого ей участка деятельности. Для этого К. предстоит научиться быть гибкой и оставаться собой, сохранять фокус на целях и переключаться для восстановления. Найти ответы на вопросы кто я, как человек и лидер организации и настроить качество своих действий в соответствии со своей миссией.
Дыхание.
К. начала с того, что стала делать по три глубоких вдоха каждый раз, как садилась за рабочее место. Это помогло расслабиться. Когда это вошло в привычку, она растянула процесс до нескольких минут в день, а затем почувствовала, что стал спокойнее и терпеливее. Это помогло иметь свежий взгляд на рабочие проблемы и находить их решения
Медитация.
Медитация представляла собой «сканирование тела» и концентрацию сознания и энергии на каждой части тела от головы до кончиков пальцев. Эта практика повышала свой контроль над эмоциями.
Выслушивание.
К. обнаружила, что если концентрироваться на том, чтобы слушать других людей так же, как она это делала во время медитации, общение становилось более продуктивным. Собеседники чувствовали почти на физическом уровне, что их действительно слушают, что помогло быстрее наладить контакт и понимание.
Смысл.
К. начала вкладывать смысл в то, что она делает, и посвящать этому все свое внимание. К. обнаружила, что если полностью концентрировать свое внимание на каком-то одном виде деятельности, это делает деятельность более осмысленной, а опыт более полным.
Вопросы.
К. обратила внимание, что ее угрызения совести напоминают заезженную пластинку. Прежде, чем что-то менять, надо осознать, что вас заклинило. Она взяла за правило спрашивать себя «Является ли данная мысль правдой?» К. поняла, что, не пересмотрев свои внутренние установки, не сможет двигаться дальше, добиваться успеха и получать удовольствие от жизни. «Я и не знала, что наше сознание способно не только порождать мысли, но и отпускать их. Для меня это открытие явилось огромным облегчением, потому что это дало возможность "остановить" негативную информацию.
К., проанализировав свои ценности, поняла, что глубоко привязана и к семье, и к работе. Она обожала своих детей, но в то же время страстно болела за результаты компании. Освободившись от чувства вины, которое отвлекало ее, она решила следовать своим принципам. Она осознала, как важно каждый день вовремя возвращаться домой к ужину и не позволять себе в это время отвлекаться на рабочие вопросы. Уверившись в том, что теперь она руководствуется не только эмоциями, но и ценностями, К. обрела душевный покой.
Достигнутые результаты в работе над целью развития:
К. определилась со своей ролью и стратегией лидерства в новой должности. Осознала, как наиболее эффективно использовать свои сильные стили лидерства в коммуникациях с коллегами и командой. К. научилась учитывать индивидуальные особенности мышления и поведения, отношение и мотивы людей. Ей стало легче понимать и принимать эмоции и чувства других людей, учитывать их индивидуальность для эффективного взаимодействия при движении к общей цели.
К. удается сохранять свежий, спокойный взгляд на ситуацию, помогать коллегам «почувствовать ценность того, что они делают», вовлечь и сделать процесс сотрудничества «сочным, интересным, красивым»
Зоны роста сотрудника после коучинга:
Поддерживать базовое состояние внутреннего благополучия, принимая, что есть вещи которые не возможно изменить быстро и сразу.
Говорить о методологии буду на примере индивидуального коучинга. Я выстраиваю доверительные отношения через позитив, улыбку, общение на легкие темы на вводной встрече и между сессиями, и стараюсь максимально снять официальность (как с личностей коуча и клиента, так и с процесса).
В работе у меня 3 фокуса внимания: 1. Продвижение клиента к поставленной долгосрочной бизнес цели. 2. Продвижение клиента к поставленной цели на сессию. 3. Движение клиента внутри сессии.
Директора и владельцы бизнеса люди чаще всего ответственные, мотивированные, проактивные и уверенные в себе, но когда начинаешь работать более глубоко с их личностными характеристиками, чувствами, ощущениями, то иногда они сильно теряются и это может нарушать раппорт. Поэтому я делаю две вещи: 1. Обязательно на вводной сессии говорю о том, что коучинг это не только про бизнес, цифры и прагматичность, а также про личность, чувства, эмоции, тело и т.д. 2. С каждой новой сессией, в зависимости от готовности клиента, «повышаю градус» коучинга. В моей практике этот подход показал себя как достаточно эффективный. Но если я вижу, что клиент опытен, открыт и готов идти в глубокую работу с первой же сессии, значит можно работать глубоко с первой сессии.
Рассказываю самый сложный случай в моей практике (с позволения своего клиента). Обратилась ко мне за коучингом девушка Анна (имя изменено), 35 лет. Она является директором отдела обучения и развития персонала. У нее была большая амбициозная цель и достаточно много ведущих к этой цели запросов.
Анна была для меня очень большим вызовом. У нее были достаточно сильны определенные убеждения: - Я не люблю людей, так как они несут только зло - Успеха и больших денег можно добиться только обманом (а я так не хочу, поэтому умру нищей) - Я уже старая, поэтому нормальный мужчина мне уже не светит - Невозможно собрать тренинг по такой высокой цене - Плюс к этому была ярко выражена привычка уходить в прошлое.
А также она мне на вводной встрече сразу заявила, что перепробовала уже все методики (психотерапию, расстановки, тренинги, наставничество и т.д.) и никто не смог помочь. Но коучинг еще не пробовала. И хотя не очень верит, что эта методика эффективна, но «терять уже не чего, так что готова пробовать». Я сильно колебался отказаться или взять ее в работу. Но так как Анна четко дала понять, что готова работать и по обратной связи я понял, что достаточно ясно ей объяснил суть работы с коучем, я решил рискнуть. И к слову, мне действительно хотелось вызова.
Как же я справился с этим? - Я дал ей выговориться, высказать всё что накопилось - Я был в полном принятии всех ее взглядов и мнений - Я всегда переводил фокус внимания из прошлого в будущее, при этом никогда не давил - Я помог Анне увидеть совершенно разные пути и способы движения вперед, а также новые способы мышления - Я безоговорочно верил в Анну - Клиент видел во мне живой пример, того как можно относиться к жизни и миру. Я был честным, принимающим и добрым. И что было для Анны важно, при этом я не был, выражаясь ее языком, «нищебродом».
В результате нашей работы Анна достигла большинства своих целей, а также стала намного больше: - принимать себя - верить в себя - любить себя - мечтать - позволять себе ошибаться - смелее делать шаги, в которые «страшно поверить» и наслаждаться жизнью.
Наш контракт Анна закончила словами «Теперь я убеждена, что коучинг - это лучшая методика». Благодаря тому, что я принял этот вызов, я еще больше поверил в профессию коуча и силу его компетенций. Этот кейс стал моим любимым.
Самым сложным кейсом в моей практике был один из первых клиентов. Это был взрослый успешный человек, имеющий 3 бизнеса и большие планы. При этом он был совершенно растерян, несколько подавлен и не мог найти ответа на свой основной вопрос: что делать с третьим бизнесом и чем лучше заниматься. У меня была большая внутренняя паника: как работать с этим клиентом, ведь я ничего не знаю о владении крупными бизнесами.
Препятствием для меня оказалось отсутствие личного опыта в вопросе клиента. Я рискнула. И уже через полтора часа мой клиент был абсолютно доволен собой. Он решил свой вопрос, обрёл внутренние силы и понял, как ему действовать. Эта ситуация научила, что мой опыт тут совершенно ни при чём. Клиент знает все нужные ему ответы, просто не видит их. И наличие или отсутствия моего опыта тут не имеет значения.
Эта ситуация показала мне суть коучинга и как я могу применять коучинг в бизнесе, а также обрести уверенность в работе со сложными вопросами (те, с которыми я ранее не сталкивалась).
Я экспериментировала и проверяла, работает ли классический коучинг по стандартам ICF в бизнесе. Ведь так много людей приходят за готовым решением, а мне проще подсказать, чем задавать вопросы. Но когда я давала советы, человек к ним относился как к чужеродным. Он мог даже не попробовать применить их.
И я продолжала исследовать коучинг. И сделала одно важное открытие где-то после 150 часов практики. Я вдруг поняла, что классический коучинг очень сильный инструмент. Когда я работала в технике классического коучинга по стандартам ICF то уже с первой сессии видела результаты. Сроки достижения клиентами целей сократились примерно на 40%. И это произвело на меня ошеломительный эффект.
Сейчас я регулярно работаю с менторами, повышаю свою квалификацию и всегда работаю по стандартам ICF.
Если говорить, какие задачи мои клиенты решают в коучинге, тоя могу выделить несколько основных блоков:
вопросы коммуникации (как между отдельно взятыми сотрудниками и собственниками, так и между отделами)
вдохновение к своей работе (профессиональное выгорание, поиск сильных сторон сотрудников для распределения обязанностей, создание ценностей и миссии компании)
горизонт возможных вариантов («горящие» вопросы, «давно ноющие» проблемы, «всё перепробовал, но ничего не помогает», решение нестандартных ситуациях)
«команды мечты» (проблема «лебедь, рак и щука», кто-то «тянет одеяло на себя», нет единой цели, сплочённости, командного духа)
способности кбыстрым изменениям (как стать более гибкими, научить людей творчески подходить к своей работе и использовать нестандартные решения, как успевать за меняющимся миром)
Это обобщенные вопросы, но, думаю, каждому собственнику и топ-менеджеру они знакомы.
Почему коучинг работает? Потому что эта технология учитывает особенности каждой компании и человека и не навязывает готовых, порой неуместных решений. Коучинг позволяет раскрыть истинный потенциал сотрудников и компании в целом. И, зная его, можно им управлять, чтобы достичь поставленных стратегических целей.
Как бизнес-коуч я работаю в командном и индивидуальном форматах.
Индивидуальный формат работы предполагает долгосрочные контракты для решения конкретных бизнес-задач. На первой встрече Клиент обозначает тему, которую ему важно проработать. Мы обсуждаем цели, достижение которых важно Клиенту в этой теме, период, который представляется ему реальным для достижения данных целей, вехи/промежуточные этапы для подведения итогов, уточнения целей и сроков. Первая встреча – всегда про ценность и значимость данной темы для Клиента. Как трансформационный коуч я предлагаю Клиенту поисследовать, что изменится в его жизни после реализации его запроса, получить комплексное представление об изменениях на всех логических уровнях – изменениях в окружающем мире, в том числе – в самом Клиента, окружающих его людях, отношениях с ними и с самим собой. После подобного исследования первоначальный запрос может уточняться, сужаться, расширяться, трансформироваться в иной запрос. Мы всегда обсуждаем формат конечного результата по итогам долгосрочного контракта и для каждой сессии. Клиент определяет периодичность встреч, обычно 2-3 встречи в месяц. Каждая встреча начинается с обсуждения того, что уже сделано/ обдумано на пути к большой цели, при необходимости корректируется запрос и формат конечного результата на текущую сессию.
В зависимости от запроса я могу предложить Клиенту использовать конкретные инструменты, например, колесо для определения приоритетов, 3 шляпы, ценностный образ себя и др. Как правило, я уточняю у Клиента, каким образом ему хотелось бы в сессии проработать свой запрос. В большинстве случаев я работаю в сессии, используя только открытые вопросы, выдерживая паузы для мыследеятельности Клиента, используя ценностные слова Клиента.
Командные сессии могут быть как разовые (для проработки конкретной задачи) либо систематическими (для работы, например со стратегическими проектами). В командной работе я обычно использую коучинговую волну Станислава Гринберга, что позволяет достаточно быстро вовлечь всех участников в коллективную работу, идентифицировать личную и командную ответственность за достижение результата, заключить хартию о совместной работе и собственно решить необходимую задачу.
Один из самых сложных кейсов: командная сессия для линейных и топ-менеджеров одной из компаний Екатеринбурга в апреле 2018 г. Один из участников команды, топ-менеджер (не инициатор сессии) периодически саботировал командную работу, демонстративно не участвовал в обсуждениях, на уточняющие вопросы отвечал «В моем подразделении все хорошо, у меня проблем нет». Ситуацию осложнял высокий статус участника. Остальные участники принимали данное поведение как норму, так как привыкли к подобному в работе.
Что я сделала: вовлекала топ-менеджера в работу полушутливыми призывами поделиться своей экспертностью с другими участниками, «чтобы и у всех тоже в подразделениях все было хорошо». Затем я предложила подразделениям дать фактическую обратную связь друг другу по одному из аспектов работы без перехода на личности, оценки и эмоции. Руководитель услышал факты, о которых раньше не знал, по его словам, и уже не мог продолжать игнорировать совместную работу, так как вслух были озвучены проблемы в работе его подразделения.
Номинация HR-продукт года
Жюри 2 тура номинации «Бизнес-коуч года»
Светлана Чумакова
Генеральный директор МАК, МСС ICF, Senior & Executive coach
Андрей Королихин
Директор Русской школы коучинга, Председатель Правления Ассоциации русскоязычных коучей — АРК
Наталья Долина
Генеральный директор, Европейский Центр Бизнес Коучинга
Александра Прицкер
Президент ICF Russia Chapter (Российское отделение Международной Федерации Коучинга), MCC ICF, Executive coach
Александр Савкин
Соучредитель, директор, коуч-консультант, Институт коучинга
Партнёры номинации «Бизнес-коуч года»
Информационные партнёры номинации «Бизнес-коуч года»
Ждём вас!
С 18 по 20 сентября 2018 Технопарк «Сколково» Москва, территория Инновационного центра «Сколково», Большой бульвар, 42, корп. 1 Как добраться
Как добраться до Технопарка «Сколково»
От станции метро Парк Победы до Технопарка «Сколково» для участников HR&Trainings EXPO 2018 будут ходить бесплатные шаттлы. Время: с 19 по 20 сентября с 9:00 до 13:00 Интервал: каждые 10-12 минут Место посадки: м. Парк Победы, дублёр Кутузовского проспекта (музей Бородинская панорама)
Проезд со Сколковского шоссе до парковки Р3» (координаты местоположения 55.687723, 37.355285), далее 15 минут пешком или проезд на внутреннем шаттле (номера шаттлов: №1, №2, №4) до здания Технопарк «Сколково»
Важно: проезд через КПП невозможен. Не доезжая до КПП со шлагбаумом, поверните направо, въезд на парковку через 150 м (слева)
Стоимость машиноместа на внешних парковках — первые три часа бесплатно, далее 50 ₽/час
На общественном транспорте От ст. м. Славянский бульвар (экспресс 818Э), ст.м. Тропарёво (маршрут 1147), ст.м. Кунцевская (маршрут 867), от МЦК Кутузовская (маршрут 523), а также от жд. станции «Трёхгорка» и жд. станции «Одинцово» (маршрут 27).
Рекомендуем пользоваться маршрутом от м. Славянский бульвар — Экспресс 818Э (последний вагон из центра, из стеклянных дверей направо и вперёд до Кутузовского проспекта). Время в пути 20 минут, третья остановка «Технопарк Сколково».